Добрый день, друзья! В большинстве приложений по бизнес-аналитике есть аналитика продаж. По моему опыту могу сказать, что большинство компаний, покупая Qlik, начинает работу с системой именно с создания приложений по аналитики продаж, постепенно подключая приложения по товародвижению и остаткам, а затем уже другие бизнес-области. Эта вводная статья на тему аналитики продаж и оттока клиентов, поэтому в начале статьи дам информацию по аналитике продаж, а затем разберу пример аналитики с применением статистической модели на личном примере (расскажу о прогнозировании вероятности тренировок). А в продолжении статьи уже в деталях расскажу об аналитике оттока клиентов в QlikView.
Аналитика продаж: Какие метрики используют
Здесь приведу небольшой список метрик, который используется для приложения Qlik, в котором анализируются продажи компании:
Метрика | Определение |
Валовая выручка от реализации | Первичный показатель дохода бизнеса. Продажи до учета скидок в денежных единицах. Основа для расчета прибыли. |
Чистая выручка от реализации | Валовая выручка, за вычетом НДС, скидок, стоимости возвращенных покупателями товаров, акцизных налогов в денежном выражении. |
Объем продаж | Сумма продаж за период |
Чистая рентабельность | Отношение чистой выручки от реализации к объему продаж |
Средний чек | Сумма всех совершенных клиентами покупок за определенный период времени к количеству чеков за тот же период времени |
Валовая рентабельность | Отношение валовой прибыли к чистой выручке от реализации |
Зная эти метрики, значит, вы хорошо понимаете измерения. Каталоги, которые описывают клиентов, менеджеров по продажам, продукты, даты, магазины, каналы продаж отвечают на вопросы: кто, что, когда, где, почему получены такие цифры по продажам. Конечно, для полноценной картины нам нужны будут и другие данные, представленные в бюджетах и прогнозах.
Отток клиентов
После некоторой вводной части, перейдем к аналитике оттока клиентов. Это показатель, который показывает отток клиентов компании за определенный период:
Отток клиентов = Количество клиентов, которые вы потеряли за определенные период / Количество клиентов, которые были в начале периода
Такая формула хорошо работает для услуг, которые предоставляются по принципу подписки. Но она не очень подходит для аналитика продаж физических товаров.
Однако и в ритейле возможна аналитика по показателю оттока клиентов на основе данных программ лояльности, где представлена полная статистика покупок клиента и их разбивка по периодам. Так, например, если клиент покупал продукты раз в неделю определенного типа, а затем покупки спустя месяц больше не повторяются, говорит нам о том, что произошел отток клиента. Но для более точной модели оттока клиентов нужно составить статистическую модель частоты покупок, чтобы своевременно определить клиентов, которые стали терять интерес к продуктам компании.
Наша динамическая группировка состоит из клиентов, которые отсутствуют дольше обычного, но доход от этих клиентов все еще возможен. Попытка вернуть этих клиентов будет более стоящей, чем запуск какой-то спонтанной маркетинговой компании.
Так, в Qlik мы можем использовать проверку гипотез по критерию Стьюдента и функцию нормального распределения для создания статистической модели для прогноза частоты покупок. Экспоненциальное распределение также может быть очень полезным в статистической модели для прогноза частоты покупок.
НА ЗАМЕТКУ! Экспоненциальное распределение — абсолютно непрерывное распределение, моделирующее время между двумя последовательными свершениями одного и того же события.
Аналитика данных: экспоненциальное распределение
Если покупатели совершают постоянные покупки, а каждая покупка независимо с одинаковой вероятностью возникнет, то можно использовать экспоненциальное распределение. Например, мы ожидаем, что покупатели сделают хотя бы одну покупку каждый день, а отсутствие покупки обусловлено только форс-мажорными обстоятельствами, тогда, используя экспоненциальное распределение, мы можем отследить необычную неактивность клиентов.
Прежде чем перейти к аналитике данных по продажам, разберу аналогичный пример, с аналитикой данных физической нагрузки в месяц. Так, график, построенный в QlikView ниже, показывает статистическую модель на основе экспоненциального распределения, который прогнозирует, насколько постоянно я выполняю хотя бы 15 минут упражнений в день.
График показывает по оси X количество дней, которые останутся или остались без упражнений. По оси Y показана вероятность, что определенное количество дней прошли или пройдут после последней тренировки. Этот график показывает как прогнозные, так и ретроспективные данные.
Голубые столбцы показывают поведение в прошлом о том, как часто я занимаюсь. Данные собраны за месяц. Согласно графику и данным за этот месяц, я занимался ежедневно 80% времени, при этом, пропустив 1 день, что составляет 15% времени. Также я пропустил 4 или 5 дней, что составляет 5% времени.
Две линии показывают статистическую модель, которая показывает прогноз моего будущего поведения. Голубая линия (экспоненциальное распределение) – вероятность того, что я буду заниматься после каждого данного количества дней, с последнего дня занятий. Аккумулированное экспоненциальное распределение (зеленая линия) вероятность того, что я буду заниматься после определенного количества дней в будущем.
Так, по графику видно, что периодичность моих тренировок раз в три дня или более. Однако с вероятностью в 15%, согласно моей статистической модели, я буду заниматься ровно раз в три дня после последней тренировки, а с вероятностью 3 90% я буду заниматься после пропуска трех или менее дней.
Вот и подведены итоги и прогноз моих спортивных тренировок. На этом все на сегодня. Отличных вам разработок Qlik! А уже в следующей статье мы вернемся к аналитике продаж…
Свежие комментарии